Как очевидно из названия, в этой галерее собрана небольшая коллекция фотографий,
представляющих религиозные объекты, характерные для сельской местности.
Отправление религиозных ритуалов ― неотъемлемая часть сельской жизни
Камбоджи. Поэтому все населённые пункты за пределами столицы и
подобных крупных городов тоже будут непременно иметь какие-нибудь
религиозные строения (иногда это может быть довольно большой
комплекс в виде монастыря). Религия вообще является неотъемлемой
частью повседневной жизни камбоджийцев. Было небольшое исключение во
время режима «красных кхмеров», и религиозные деятели и монахи тоже
очень сильно пострадали от этого режима, но как только этот режим
пал, религия тут же вернулась в жизнь людей.
Что для нас особо примечательно в этой теме? Внешнее состояние
религиозного заведения довольно неплохо отражает степень
религиозности жителей той или иной местности. Чем больше богатых
прихожан, тем храм выглядит лучше... если этот храм действительно
имеет ценность для людей, обитающих вокруг него. Состояние храма ―
это не всегда показатель экономического состояния поселения, но
определённая корреляция здесь может наблюдаться. Когда мы
путешествовали по Камбодже, мы видели много строящихся пагод,
причём, за строительными лесами уже чётко проглядывались очертания
именно религиозного, а не светского строения ― то есть религиозные
убеждения в современной Камбодже по-прежнему сильны.
Что меня особенно забавляло в камбоджийских храмах, так это то, что
там монахи или служители храма никогда не стеснялись сунуть тебе под
нос ящик для сбора пожертвований. При этом в одном храме у нас
случилась весьма забавная сценка: я дала денег монаху, он ударил
моей купюрой по ящику для сбора средств, потом ловко сунул эту же
руку с купюрой в карман, и тут же хитро улыбнулся, типа, так и
должно быть. Причём, я понимаю, что жертвовать деньги на храм ― это,
в первую очередь, поддержание личного благосостояния служителей
этого храма, поэтому если я жертвую деньги каким-нибудь
религиозникам, я прекрасно понимаю, что не все эти деньги пойдут на
поддержание святилища в надлежащем художественном состоянии. Я
никого ни к чему не призываю, как и не стану осуждать тех, кто
считает, что деньги религиозникам давать не нужно. Я и сама делаю
это вообще-то очень редко. Но иногда почему-то хочется поддержать
конкретных людей ― такое бывает. Особенно если храм красивый.
И вот здесь следует сказать отдельное слово о художественной
составляющей сельских религиозных строений.
Буддийские храмы в Камбодже всегда полны статуй, а иногда и
различных фресок (впрочем, как и буддийские храмы в других странах).
И вот то, как выполнены эти статуи и фрески, сразу даёт понять,
насколько богата та или иная религиозная точка. В храмах и
монастырях посолиднее можно увидеть великолепную скульптуру,
искусные росписи на стенах, отлично выполненные декоративные
элементы, даже если мы говорим о наличниках или консолях. В богатых
храмах непременно будет золото (где-нибудь). Как правило, статую
Будды стараются покрыть золотом или хотя бы сделать имитацию золота.
Это может быть какой-нибудь другой драгоценный металл ― например,
серебро (хотя серебро металл капризный и потому не столь
популярный). Но всё это касается центральных регионов. Сельский храм
себе такую роскошь позволить не может. И вот здесь мы подходим к
главной особенности сельских культовых сооружений: это всегда будет
своеобразная выставка так называемого «наивного» искусства. Да,
порой и в сельских храмах бывают весьма интересные скульптурные
образцы, но всё-таки большей частью все эти цветные статуи и
разноцветные рисунки выполнены как будто бы детьми. Визуальная
составляющая культа очень важна, особенно при столь богатой
мифологии, как в буддизме, поэтому сельские храмы стараются через
изображения донести до своих прихожан определённые идеи ―
милосердия, щедрости, смирения и чего-нибудь ещё (сейчас оставим в
стороне религиозные идеи в принципе). Но всё-таки порой на некоторые
образцы невозможно смотреть без улыбки. Да, авторы старались, и
получилось иногда даже весьма мило, но всё-таки авторам явно чего-то
не хватало ― возможно, мастерства, возможно, таланта, возможно, есть
какие-то анатомические проблемы (например, неправильное расположение
рук). Однако я не стану ругать всех этих незадачливых авторов,
потому что в любом случае видно, что они старались. Да, сделали не
совсем умело, но в этих статуях и картинках чувствуется определённая
искренность. Можно даже сказать, что это такой стиль ― назовём его
«камбоджийским наивом», хотя стоит заметить, что вообще-то в
Камбодже очень много действительно талантливых художников ―
достаточно посмотреть, какие шедевры порой встречаются в
художественных лавках, которые можно купить за вполне вменяемые
деньги.
Что касается монастырей, то мы не заметили каких-либо проблем с их
посещением ― любой монастырь довольно легко посетить, тем более что
там обычно ещё и территория бывает красиво оформлена.
В целом, как видно на картинках ниже, люди на селе далеки от столичной помпезности и лоска, к
тому же, в провинции люди живут порой действительно очень бедно. Монахи так вообще
существуют только на подаяния. В Камбодже 2005-2007
годов не было какого-то особенного потока туристов или паломников,
это была довольно тихая страна, где в сельских храмах всегда было
довольно пустынно и уединённо.
* * *
As the name suggests, this gallery contains a
small collection of photographs representing religious sites typical
of the countryside.
Religious rituals are an integral part of rural
Cambodia. Therefore, all settlements outside the capital and similar
large cities will also necessarily have some religious buildings
(sometimes it can be quite a large complex as a monastery). Religion
in general is an integral part of the daily life of the Cambodians.
There was a small exception during the Khmer Rouge regime, and
religious figures and monks were also very badly affected by this
regime, but as soon as this regime fell, religion immediately
returned to people's lives.
What is remarkable for us in this topic? The
external state of religious objects rather well reflects the degree
of religiosity of the inhabitants of a particular area. The more
rich parishioners, the better the temple looks... if this temple
really has value for the people living around it. The state of the
temple is not always an indicator of the economic state of the
settlement, but a certain correlation can be observed here. When we
traveled through Cambodia, we saw many pagodas under construction,
and behind the scaffolding, the outlines of a religious structure,
not a secular one, were already clearly visible ― that is, religious
beliefs in modern Cambodia are still strong.
What particularly amused me about the Cambodian
temples was that the monks or temple attendants there never
hesitated to shove you a collection box. In one temple, we had a
very funny scene: I gave the money to the monk, he slapped by the
fundraising box with my banknote, then deftly put the hand with this
banknote in his pocket, and then he smiled slyly, like, this is how
it should be. Yes, I understand that donating money to the temple
is, first of all, to maintain the personal well-being of the
servants of this temple, so, if I donate money to some religious
people, I understand perfectly well that not all of this money will
go to maintain the sanctuary in proper artistic condition. I do not
call anyone to anything, and I will not condemn those who believe
that money should not be given to religious people. I don't do it
very often myself. But sometimes, for some reason, I want to support
specific people ― this happens. Especially if the temple is
beautiful.
And here I should say a separate word about the
artistic component of rural religious buildings.
Buddhist temples in Cambodia are always full of
statues, and sometimes various frescoes (however, as well as
Buddhist temples in other countries). And the way these statues and
frescoes are made immediately makes it clear how rich this or that
religious point is. In respectable temples and monasteries you can
see magnificent sculpture, artful paintings on the walls, perfectly
executed decorative elements, even if we are talking about platbands
or consoles. In rich temples, there will certainly be gold
(somewhere). As a rule, they try to cover the Buddha statue with
gold or at least make an imitation of gold. It can be some other
precious metal ― for example, silver (although, silver is a
capricious metal and, therefore, not so popular). But all this
concerns the central regions. A village temple can't afford such a
luxury. And here we come to the main feature of rural religious
buildings: it is always a kind of exhibition of so-called "naive"
art. Yes, sometimes in rural temples, there are very interesting
sculptural samples, but for the most part all these colored statues
and colorful drawings are made as if by children. The visual
component of the cult is very important, especially with such a rich
mythology as in Buddhism. So, rural temples try to convey certain
ideas to their parishioners through images ― charity, generosity,
humility and something else (now we will leave aside religious ideas
in principle). But sometimes it is impossible to look at some
samples without a smile. Yes, the authors tried, and it turns out
sometimes even very nice, but still the authors clearly lacked
something ― perhaps skill, perhaps talent, perhaps, there are some
anatomical problems (for example, the wrong position of the hands).
However, I will not scold all these hapless authors, because in any
case, it is clear that they tried. Yes, they did not do it very
skillfully, but there is a certain sincerity in these statues and
pictures. We can even say that this is such a style ― let's call it
"Cambodian Naïve", although, it is worth noting that there are a lot
of really talented artists in Cambodia. Just look at what
masterpieces are sometimes found in art shops that can be bought for
quite sane money.
As for the monasteries, we did not notice any
problems with visiting them. Any monastery is quite easy to visit,
especially since there is usually also a beautifully decorated
territory.
In general, as you can see in the pictures below,
people in the countryside are far from the metropolitan pomp and
gloss, besides, in the provinces, people sometimes live really very
poorly. Monks so generally exist only on alms. In Cambodia,
2005-2007, there was no big flow of tourists or pilgrims, it was a
fairly quiet country, where the rural temples were always quite
deserted and secluded.
2019, redaction and translation in 2021
|