Здесь я хочу представить коллекцию фотографий храмовых крыш,
сфотографированных в Камбодже в период 2005-2006 гг.
По своему строению культовые сооружения в странах, когда-то
принадлежащих Кхмерской империи, не сильно отличаются. Да,
исторически прослеживается некая эволюция храмов, если анализировать
развалины, оставшиеся нам со времён Кхмерской империи, однако
в современной Камбодже (как и в современных Тайланде, Вьетнаме,
Лаосе) храмы продолжают строить. Их называют пагодами. Надо заметить,
что кхмерские пагоды происходят от дравидийской культуры (пришедшей
в Камбоджу, очевидно, из Индии), однако получили свою особенность в
виде так называемых "чофа"
(chofa). Этими чофами храмы Камбоджи
заметно отличаются от храмов других "кхмерских" стран.
Чофа изображает из себя тонкую, худощавую птицу и выглядит как рог.
Считается, что этот архитектурный элемент символизирует собой
Гаруду — проводника индуистского бога Вишну, который наполовину
птица, наполовину человек. Правда, иногда функцию чофы выполняет
наконечник в виде
Наги.
Крыши кхмерских храмов — это первое, что видишь, когда осознаёшь,
что ты наконец-то в Камбодже, и одновременно именно они запоминаются
лучше всего. На мой взгляд, храмы в Камбодже очень симпатичные. В
них нет вьетнамского буйства безумных красок, и они всегда богато
украшены орнаментами. Что касается чоф, то, на мой взгляд, в
Камбодже они, не смотря на размеры, выглядят довольно гармонично.
Это самая что ни на есть кхмерская архитектура, так сказать, в
современном использовании.
* * *
Here I want to present a collection of photos of
temple roofs photographed in Cambodia in the period 2005-2006.
The structure of religious buildings in the
countries that once belonged to the Khmer Empire is not very
different. Yes, historically, there is a certain evolution of
temples, if we analyze the ruins that have remained since the Khmer
Empire. However, in modern Cambodia (as in modern Thailand, Vietnam,
Laos), temples continue to be built. They are called pagodas. It
should be noted that the Khmer pagodas come from the Dravidian
culture (which came to Cambodia, obviously, from India), but they
got their own feature in the form of the so-called "chofa".
The temples of Cambodia with these chofas are markedly different
from those of other "Khmer" countries.
Chofa poses as a thin, lean bird and looks like a
horn. It is considered that this architectural element symbolizes
the Garuda — the vehicle of the Hindu god Vishnu, who is half bird,
half man. But sometimes the function of chofa is performed by
a tip in the form of a
Naga.
The roofs of Khmer temples are the first thing
you see when you realize that you are in Cambodia, and at the same
time they are the most memorable. In my opinion, the temples in
Cambodia are very nice. They do not have the Vietnamese crazy
colors, and they are always richly decorated with ornaments. As for
chofas, in my opinion, in Cambodia, they, despite their size, look
quite harmonious.
This is the most Khmer architecture, so to speak,
in contemporary use.
2019,
translated in 2021
|