Не смотря на то, что азиатский регион практикует более-менее одинаковые религии, наличие множества сект как бы ненавязчиво намекает нам, что в каждой стране архитектурные культовые элементы будут непременно иметь разные наименования. Именно поэтому данная галерея, посвящённая фактически ступам, традиционным для буддизма, всё-таки именуется двумя не совсем понятными словечками.

А на самом деле всё просто.

Чеди (Chedi) — это и есть ступы, традиционные для кхмерской культуры. Её основная особенность — колоколообразная форма, похожая на веретено, вбитое в землю до самой широкой части. Самая знаменитая чеди Камбоджи — разумеется, ступа храма Ват-Пном. И да, их можно называть ступами, потому что фактически разницы между ними нет, просто это кхмерское название. Первоначально ступы строились в качестве реликвария — это либо способ захоронения, либо создание культового сооружения, внутри которого спрятана какая-нибудь священная реликвия, так или иначе связанная с Буддой, например, кусочек его одежды, зуб или прах. Большое значение имеет размер ступы/чеди. Чем священнее реликвия внутри, тем она должна быть больше. И если чеди Ват-Пнома относительно скромная по оформлению (она берёт масштабом и хорошо просматривается с расстояния), то даже на фотографиях ниже видны чеди поменьше, украшенные разнообразной резьбой с традиционными кхмерскими орнаментами.

Пранг — более интересное с точки зрения кхмерской культуры сооружение. Иногда их ещё называют прасатами, но вообще-то слово "прасат" переводится с индийского как "храм" и по сути это действительно маленькие такие храмы, сравнимые с христианскими часовнями (маленькое помещение внутри, хотя строение может быть довольно монументально). По форме оно напоминает многоуровневый початок кукурузы или бутон лотоса на квадратном основании и по сути является башней. Первые пранги появились ещё в доангкорскую эпоху, это довольно древний тип сооружений, причём, пранги в Камбодже (да и в Таиланде, судя по всему) строят до сих пор — достаточно пройтись по монастырям (впрочем, как и чеди на самом деле, но их в Азии много где строят). Интересно, что пранги появились в индуисткой культуре, так как первые из них, как пишет wiki, были построены в честь Шивы и Брахмы, но потом и они стали частью буддийского культа. Главная особенность прангов — обилие резьбы. Это всегда богато украшенные сооружения, причём, почти всегда на углах строения увидите в виде загнутых кверху лепестков, отдалённо похожих на пальметты, многоголовую нагу — священного змея с не самым покладистым характером. Иногда пранги похожи на индийские сикхары, но на самом деле спутать их довольно сложно, потому что сикхары пирамидальны и имитируют горный пик (гору Меру), а пранги не имеют столь значительных претензий, хотя если они выступают в виде архитектурного элемента храма (как, например, в Ангкоре, но об этом разговор отдельный), то тогда да, тогда они могут символизировать и эту знаменитую возвышенность, но чисто номинально, а не по внешнему виду.

Вообще не удивительно, что на территории Камбоджи полно как чеди, так и прангов, учитывая бесконечные религиозные войны в прошлом. Причём, если ступы встречаются за пределами бывшей кхмерской империи, то вот пранги — это абсолютно кхмерская особенность. Пранги могут быть как самостоятельным архитектурным элементом (башней, например), так и архитектурной частью — например, в Камбодже встречаются храмы, которые имеют широкое пирамидальное основание, на котором установлено несколько прангов-прасатов. Со стороны кажется, что это отдельные строения, но на самом деле это единый комплекс. И если ступы в отношении строительства довольно примитивны по своей структуре, то вот пранги отличаются традиционными для кхмеров довольно сложными инженерными решениями, чем-то напоминающих строения в Мезоамерике, разумеется, со своими орнаментами и исходными материалами.

Все фотографии ниже сделаны в период 2005-2006 годов.

 

* * *

 

Despite the fact that the Asian region practices more or less the same religions, the presence of many sects as if unobtrusively hints to us that in each country the architectural cult elements have different names. That is why this gallery, which is actually dedicated to stupas, traditional for Buddhism, has the name with two not quite clear words.

But in fact, everything is simple.

Chedi — this is the stupa, traditional for the Khmer culture. Its main feature is a bell-shape, similar to a spindle driven into the ground to the widest part. The most famous chedi in Cambodia is, of course, the stupa of Wat Phnom. And yes, we can call it stupa, because, in fact, there is no difference between them, it's just a Khmer name. Initially, stupas were built as a reliquary — this is either a method of burial, or the creation of a cult structure, inside which some sacred relic is hidden, somehow connected with the Buddha, for example, a piece of his clothes, a tooth or ashes. The size of the stupa/chedi is of great importance. The more sacred the relic inside, the larger it must be. And if the chedi of Wat Phnom is relatively modest in design (it amazes a scale and is clearly visible from a distance), in the photos below, you can see smaller chedis, decorated with a variety of carvings with traditional Khmer ornaments.

Prang is a more interesting structure from the point of view of Khmer culture. Sometimes they are also called prasats, but actually the word "prasat" is translated from Indian as "temple", and, in fact, they are really small temples, comparable to Christian chapels (a small room inside, although, the structure can be quite monumental). In shape, it resembles a multi-level corn cob or lotus bud on a square base, and is essentially a tower. The first prangs appeared in the pre-Angkor era. This is a fairly ancient type of buildings. Moreover, prangs in Cambodia (and in Thailand, apparently) are still being built — it is enough to walk through the monasteries (as chedi, as well, but there are many places where chedis are still built in Asia). Interestingly, prangs appeared in Hindu culture, as the first of them, according to wiki, were built in honor of Shiva and Brahma, but then they became part of the Buddhist cult. The main feature of prangs is the abundance of carving. These are always richly decorated structures. And almost always at the corners of these buildings you will see in the form of petals, vaguely similar to palmettes, a multi-headed naga — this is a sacred snake with not the most complaisant character. Sometimes prangs are similar to Indian shikharas. But in fact, it is quite difficult to confuse them. Shikharas are pyramidal and imitate a mountain peak (Mount Meru). Prangs do not have such significant claims, although, if they are as an additional architectural element of the temple (as, for example, in Angkor, but this is a separate conversation), then yes, they can symbolize this famous mount, but only nominally, and not in appearance.

In general, it is not surprising that Cambodia is full of both chedis and prangs, given the endless religious wars in the past. Moreover, if stupas are found outside the former Khmer Empire, then prangs are an absolutely Khmer feature. Prangs can be either an independent architectural element (a tower, for example), or an architectural part. For example, in Cambodia, there are temples that have a wide pyramidal base, on which several prangs-prasats are installed. From the outside, it seems that these are separate buildings, but in fact it is a single complex. And if the stupas in terms of building are quite primitive in their structure, then the prangs are distinguished by traditional Khmer rather complex engineering solutions, somewhat reminiscent of buildings in Mesoamerica, of course, with their ornaments and raw materials.

All the photos below were taken between 2005 and 2006.

 

2019, translated in 2021

 

 

1. Ступы-чеди в Камбодже являются частым дополнением сельского пейзажа

Stupas-chedi in Cambodia are a frequent addition to the rural landscape

 

2. Чеди с молитвенными флагами на кладбище в Пномпене

Chedi with prayer flags at a cemetery in Phnom Penh

 

3. Пранг на монастырском кладбище около какого-то монастыря в Пномпене

Prang at the monastery cemetery near a some monastery in Phnom Penh

 

4. Ещё один пранг

Another prang

 

5. Триумфальная арка в виде монументального пранга на Площади Независимости — Монумент Независимости. Построена в 1958 году в честь независимости от Франции, которую Камбоджа получила в 1953. Высота 37 м.

The triumphal arch in the form of a monumental prang on Independence Square is the Independence Monument. It was built in 1958 in honor of the independence from France, which Cambodia received in 1953. Height 37 m.

 

6. Это самый знаменитый пранг Камбоджи

This is the most famous prang of Cambodia

 

7. Здесь видно, что пранг может представлять собой многоэтажный реликварий

Here you can see that the prang can be a multi-storey reliquary

 

8. Галерея чеди на территории очередного монастыря

Chedi gallery on the territory of another monastery

 

9. На чеди справа видно, что данные сооружения могут быть полыми внутри

The chedi on the right shows that these structures can be hollow inside

 

10. Пирамидальные структуры — неотъемлемая часть любого монастыря

Pyramid structures are an integral part of any monastery

 

11. Пранги всегда похожи на маленькие храмы

Prangs are always like small temples

 

12. Ещё одна группа из ступ-чеди и прангов на монастырской территории

Another group of stupas-chedis and prangs on the monastery grounds

 

13. Пранг-пагода на территории королевского дворца

Prang-pagoda on the grounds of the Royal Palace

 

14. Здесь хорошо видно, сколь искусна резьба по камню

Here you can clearly see how skillful the stone carving is

 

15. Группа чеди в форме пирамид на едином основании

A group of chedis in the form of pyramids on a single base

 

16. По сути чеди (как и ступы) являются частью культа мёртвых, так как особо важных монахов или видных религиозных деятелей в буддизме принято хоронить в ступах

In fact, chedis (as well as stupas) are part of the cult of the dead, since it is customary to bury in stupas important monks or prominent religious figures in Buddhism

 

17. Пранг также может быть архитектурным и культовым украшением фамильного склепа, венчающим небольшую пирамиду, выстроенную наподобие зиккурата

Prang can also be an architectural and religious decoration of the family crypt, crowning a small pyramid built like a ziggurat

 

18. Пранги на фоне пагоды

Prangs on the background of the pagoda

 

19. Все пранги строят фактически по одной модели: внутреннее святилище (целла) расположено в небольшой башенке, вход в которую расположен с восточной стороны, а на остальных сторонах соответствующие ниши сделаны для симметрии. Над башней располагается пять ярусов крыши, каждый из которых меньше предыдущего. Верхушку пранга непременно венчают символические цветы лотоса. Короче, строение полно символизма.

All prangs are actually built on the same model: the inner sanctuary (cella) is located in a small tower, the entrance to which is located on the eastern side, and on the other sides the corresponding niches are made for symmetry. Above the tower there are five tiers of roof, each of which is smaller than the previous one. The top of the prang is certainly crowned with symbolic lotus flowers. In short, the construction is full of symbolism.

 

20. Ещё примеры чеди и прангов

Another examples of chedi and prangs

 

21. На территории монастыря

On the territory of the monastery

 

22. Ещё один сакральный уголок

Another sacred corner

 

23. Типовые культовые сооружения

Typical religious constructions

 

24. Пирамидальные чеди в сельском монастыре

Pyramid chedis in a rural monastery

 

25. Ещё одна чеди в сельской местности

Another chedi in the countryside

 

Другие фотографии Камбоджи - Other photos of Cambodia

 

Фотографии Пномпеня - Photos of Phnom Penh

 

Главная страница - Home

 

2016-2021 © Taema Dreiden